Тихий дом и все, что в нем

Объединение двух трехкомнатных квартир общей площадью 184 м2 в кирпичном доме постройки 60-х годов. Результат — удобная «машина для жилья».


Диван EDRA, своей геометрией напоминает символ «Инь-Янь». Его кожаные сиденья сшиты с тем же качеством, что и кресла
в салонах немецких автомобилей, поклонником которых является хозяин квартиры

Прямоугольные серые выступы на потолке- это часть акустической системы домашнего кинотеатра, которая создает направленную звуковую картинку и распространяет звук на территорию столовой и кухни

Лаконичнее решения не придумаешь: столовая- это только стол и стулья. Ее пространство с одной стороны ограничено
барной стойкой, сдругой- диваном

Немного солнца в холодной воде витражей. Между волнистыми голубыми линиями влиты кусочки зеленого и темно-оранжевого стекла. Толщина получившихся плит- 5см. Витражи дают ощущение глубины, визуально связывают гостиную с кабинетом

Жалюзи-ширмы на окнах изготовлены из шелковой ткани с добавлением алюминиевых и медных нитей. Конструкцией можно управлять только с помощью дистанционного пульта. Помимо своей основной функции, жалюзи «исполняют обязанности» дополнительной подсветки, поскольку за ними, в оконных проемах, находятся светильники. Геометрические вставки по вечерам мерцают желтым светом, а ткань отливает теплым оранжевым, смягчая холодную гамму гостиной

Пример превращения объема в плоскость. Ребристая стенка кухонного шкафа продолжается на угловой стене
с помощью раскрашенного вручную фрагмента, а полка с посудой- благодаря тонкой серебристой полосе

Первое,
что мы видим, проснувшись утром, влияет на настроение в течение дня. Квадратные светильники MODULAR
парят над кроватью как воздушные змеи. Светлые жалюзи-ширмы с разноцветными дорожками из шелковых нитей- простое, но изящное украшение лаконичной спальни. Настроение должно быть бодрым!

Серовато-сиреневый мрамор продолжает общую колористическую тему квартиры, а дизайн ванны абсолютно совпадает с остальными «космическими» элементами квартиры, а параллельные полосы сочетаются с жалюзи на окне

На такой кроватке должны сниться самые сладкие сны. Детская замечательна своим альковом и большим пространством для игр. Мазки голубого на занавеси ненавязчиво перекликаются с витражным стеклом двери

Кажется, что, подойдя к этому зеркалу, можно увидеть свое перевернутое отражение. Зеркало было сделано специально для угла, чтобы место не пропадало. Серебристо-серая прямоугольная рама поддерживает общее настроение гостиной

Обычно дети изображают занавески именно так- раздвинутыми в стороны, с кусочком неба посередине

План до перепланировки

План после перепланировки

Давно обжитая квартира- это, как правило, кладезь семейных легенд и просто забавных историй. Стоя вот на этом стуле, хозяин в детстве рассказывал стихи. Аза этим подсвечником, уже будучи взрослым, целый месяц охотился, чтобы потом получить его в подарок от друзей. Новая квартира- совсем другое дело. Каждый предмет и уголок в ней становится красной строкой семейной летописи. Что касается интерьера, который мы вам представляем, то он занимает некое промежуточное положение: водной из двух квартир, его образующих, заказчик провел свое детство.

Стены, которые имели уши

Наша история началась на третьем этаже шестиэтажного дома, построенного в 60-е годы. Это здание, облицованное желтой плиткой, отличалось ужасающей звукоизоляцией, вернее, полным ее отсутствием. Соседи постоянно становились невольными свидетелями жизни друг друга. Когда хозяин вырос и обзавелся собственной семьей, понадобилось больше места. Ас появлением детей вопрос защиты от шума встал ребром. Воплотил мечту заказчиков о большом и тихом доме архитектор Сергей Ерофеев. Звукоизоляция была особенно важна еще и потому, что хозяин решил устроить домашний кинотеатр со всей полагающейся акустикой, и ему совсем не хотелось, чтобы просмотр нового блокбастера прерывался звонками в дверь и стуком по батареям. Итак, жилище должно было полностью измениться как внешне, так и внутренне. По счастливому совпадению соседняя квартира продавалась, так что переезжать из родных мест не пришлось. Кстати, с присоединенной квартирой связан еще один занятный случай: специалист, пришедший после окончания ремонта ставить сигнализацию, как оказалось, жил там в детстве.

Трудности начались буквально с первого момента. Когда сняли полы и все перегородки, выявилось столько осложняющих дело обстоятельств, что на обдумывание дальнейших действий ушел почти месяц. Как выяснилось, дом возводился силами стройбата, что отразилось на качестве стен. Они оказались на редкость неровными из-за цементных «нашлепок», которыми к кирпичу прикрепляли гипсокартонные плиты. Пришлось часть поверхностей штукатурить, а часть обшивать гипсокартоном. Потолок тоже не порадовал: плиты обладали слишком тонкими стенками и большим количеством пустот, а потому решительно не держали крепеж, и он, вместе с кусками цемента, обрушивался на головы строителей. Проблему решили с помощью специальных крепежных элементов фирмы SORMAT- дюбелей, заполненных клееобразной массой. Масса выдавливается из дюбелей внутрь перекрытия и, затвердев, делает соединение очень прочным.

Надо ли говорить, в каком плачевном состоянии пребывали «антикварные» водопровод и канализация? Они требовали полной и безоговорочной замены.

Но начали ремонт с другого- сликвидации наболевшей проблемы шума. Для этого предварительно был разработан акустический проект. Звукоизоляцией снабдили всю плоскость пола, положив на перекрытия плиты из базальтовой ваты с небольшим зазором вдоль стен. Взазор залили эластичную вибропоглощающую мастику (ВПМ). Поверх базальтовых плит положили цементную стяжку, на нее- фанерное покрытие и уже потом- паркетную доску. Потолок тоже был звукоизолирован (спомощью утеплителя и гипсокартона). Работы велись по расписанию: с10 до19, с несколькими перерывами на послеобеденный сон соседей, большинство из которых- ответственные работники на пенсии. Реализация проекта заняла год, отчасти из-за этого самого расписания. На протяжении ремонта жильцы дома традиционно обвиняли строителей во всех бедах, вплоть до маленьких пенсий, плохой погоды и развала Советского Союза, при котором дом был «еще очень ничего».

Читайте также  Перепланировка двухкомнатной квартиры в доме серии П-44

Как бы тщательно и регулярно мы ни проводили уборку, всегда остаются места, где в больших количествах скапливается пыль. Система центрального кондиционирования позволяет о ней забыть. Вданном случае проветривает воздух и следит за чистотой система FUJITSU. Основной ее блок находится в прачечной, за легкосъемным потолком. Это система канального типа с постоянным подмесом свежего воздуха с улицы. Проходя через фильтр, поток очищается, нагревается или охлаждается (взависимости от требуемой температуры) и с помощью трубопровода распределяется по всем жилым помещениям. За счет этого давление воздуха в квартире оказывается чуть выше, чем за ее пределами. Так что при открывании входной двери воздух выходит из квартиры, но не попадает в нее с лестницы. Поскольку воздух циркулирует в системе вместе с пылью, она оседает на фильтрах. Раз в полгода их нужно чистить, поэтому доступ к ним должен быть предельно упрощен.

Многочисленные вентканалы и стояки в стене, разделяющей две квартиры, не позволяли сделать в ней проем. Поэтому решили присоединить к обновленному жилью часть лестничной площадки, что обеспечило проход из одной квартиры в другую. Таким образом, новая квартира разделилась на две зоны: «общественную» (кабинет, гостиная, кухня-столовая, гостевой санузел) и «приватную» (спальня, детские, ванная комната, сауна и гардеробные).

Сергей Ерофеев задумал создать «очень удобную машину для жилья». Иэто предполагало перестройку поистине исполинских масштабов. Требовалось обновить абсолютно все внутренние коммуникации: стояки отопления, водопровод, проложить новую трассу газа и полностью заменить инженерию. Архитектурный облик временно отошел на второй план: «Даже самые красивые решения начинают в конце концов раздражать, если нет удобства. Красота должна подчеркивать функциональность. Декор может быть абсолютно любым, это просто одежда для дома. Поэтому не должно быть никаких сложностей в том, чтобы лет через пять перекрасить стены или повесить другие светильники». Эти требования хозяина квартиры совпали с взглядами архитектора. Врезультате заказчик в вопросах дизайна полностью доверился Сергею Ерофееву, обсуждались, в основном, бытовые и технические стороны проекта.

В копилку идей


Домашние заготовки

Какое именно количество шкафов должно быть в квартире, определяется характером и образом жизни хозяев. Даже если в первое время имущество обитателей только что отремонтированной квартиры будет легко размещаться в комоде и тумбочках, это не значит, что спустя год в каждом углу не появится по небольшому Эвересту из картонных коробок, стопок книг и развешанной на вешалке зимней одежды. Точно определить, сколько и каких шкафов потребуется, должны еще до начала ремонта два уполномоченных специалиста: хозяйка дома и дизайнер. Женщина лучше знает сложившийся и предполагаемый быт семьи, а архитектор найдет для каждого шкафа достойное место.

Г-образный кухонный фронт разорван посередине поставленной под углом в 45 перегородкой с дверью. Это передняя стенка небольшой (всего 1,3м2), но вместительной кладовой. Подобные помещения Сергей Ерофеев старается включать во все свои проекты. Это, во-первых, позволяет сэкономить 30% суммы, рассчитанной на покупку кухонной мебели. Во-вторых, сама собой решается проблема угла, в который уходят два кухонных фасада. Наконец, в-третьих, это, конечно, замечательное место для хранения самых разных предметов. Хозяева держат в кладовке детское питание, питьевую воду, всяческие приспособления для уборки. Там же находится часть фильтров системы водоснабжения. Нельзя забывать и о банках с вареньями и соленьями, которые и в XXIвеке по-прежнему занимают далеко не последнее место в нашем укладе. Гипсокартонные полки от пола до потолка позволяют расставить все заготовки на виду. Не у гостей, конечно.

По воле случая

Главную роль в доме, как правило, играет гостиная. Здесь же она делит свое первенство с кухней и столовой, находящимися в том же помещении. Единое пространство гостиной-кухни-столовой- прежде всего, знак уважения хозяйке и показатель того, что прошли времена, когда место женщины было на кухне, а мужчины- перед телевизором.

Гостиная решена весьма лаконично. Главный элемент, задающий здесь настроение и в то же время подчеркивающий зонирование,- потолок. За счет гипсокартонной конструкции, имитирующей балки, простое прямоугольное помещение с тремя окнами приобрело особую выразительность. При этом сама конструкция выглядит совсем не броско, а потому вряд ли когда-нибудь наскучит. Перпендикулярные балкам прямоугольные пилястры, в свою очередь, разбивают на части длинную стену, создавая идеальную плоскость для развешивания картин и светильников. Кроме того, заданная разделяющими элементами геометрия стала основной в оформлении всей квартиры. Вытянутые прямоугольники превращаются в полосы на плоскости барной стойки, с ними перекликается форма домашнего кинотеатра, рисунок жалюзи, ниши с витражами и отверстия на дверных панелях. Двери были изготовлены на заказ опять-таки с учетом шумоизоляции. Вмассив дуба, покрытый несколькими слоями лака с добавлением алюминиевой пудры (чтобы придать поверхностям актуальный для квартиры оттенок матового серебра), вставлено литое многослойное стекло, такое же, как в витражах. Благодаря свету из кабинета по вечерам витражи превращаются в голубые фонари.

Читайте также  От конструкции до кровли: какую крышу выбрать для дома

Как уже говорилось, функциональность в этом проекте стоит на первом месте. Апосему в гипсокартонных балках находятся все кабели, трубы системы кондиционирования, а также проводка и светильники. Потолочное размещение коммуникаций в последнее время обретает все большую популярность. Ведь это позволяет в любой момент получить доступ к кабелю, который тянется от щитка в самую дальнюю точку квартиры.

Свет играет важную роль в создании настроения, а металлический блеск светильников- вколористике квартиры. Серебристо-серый цвет дождевых облаков- основной в этой сдержанной палитре- был выбран, чтобы создать связь со светильниками, корпуса которых выполнены из хрома и алюминия. Однако в любом деле есть место случаю. Если бы не букет увядших цветов, стоявший во время работы над проектом на столе архитектора, возможно, все было бы по-другому. Когда настало время определяться с колористикой, вся гамма квартиры была выклеена как гербарий, куда вошли серебристый, желтоватый хаки, сложные оттенки персика, краплак, переходящий в розово-фиолетовый, серо-зеленый и шоколадный.

Звукоизоляционная перегородка, отделяющая гостиную от кабинета, имеет толщину 20см. Этого достаточно, чтобы разместить в ней всю систему домашнего кинотеатра с акустикой. Создание подобных систем- один из видов специализации мастерской Сергея Ерофеева. Вскошенные углы перегородки и в потолочные конструкции встроены фронтальные акустические системы и сабвуферы. Состороны кабинета в стене имеются технологические проемы, которые обеспечивают легкий доступ ко всем составляющим системы.

С помощью освещения можно задавать разные интерьерные сценарии, делая акцент на любом уголке комнаты. Чтобы не запутаться в выключателях (ведь гостиную освещают более 20ламп), управление освещением производят с пульта. Кстати, пульты, или, как их еще называют, «лентяйки», здесь просто необходимы. Помимо системы света, их имеют домашний кинотеатр и… кухонная вытяжка. Сначала хозяева сочли последнее технологическим излишеством. Но потом признали, что, сидя на диване, регулировать очищение воздуха над сковородой с жарящимся мясом очень даже удобно.

Поскольку до кухни в буквальном смысле рукой подать, переместимся в ее серебристое пространство. Со стороны гостиной эта зона выглядит не слишком броско, довольствуясь вторыми ролями, как и подобает уважающей себя хозяйке, которая знает, что без нее все равно нельзя обойтись. После ремонта кухня не изменила своего местоположения, но стала чуть меньше. Алюминиевый блеск отделки мебели вызывает ассоциации с центром управления космическим кораблем. Сделанная на заказ барная стойка, разграничивающая зоны, со стороны кухни оказывается дополнительной рабочей поверхностью с ящиками и полками, снабженной локальным освещением.

Что касается мебели, то кухню фирмы BOFFI Сергей Ерофеев приметил за полгода до описываемых событий, на миланской выставке. Акак только модель запустили в производство, сразу же предложил ее хозяину квартиры, поскольку она идеально вписывалась в интерьер по цвету и конфигурации. Под отделку мебели подбирали и технику. При этом хотелось не потерять общего ощущения воздушности и легкости интерьера, заданного в гостиной. Холодильник оказался чуть ниже, чем нужно, и над ним возник визуальный провал. Гармонизировала картину фанерная консольная полка, шпонированная дубом и выкрашенная под венге. Этот интересный предмет держится на специальном анкере, вмонтированном в стену. Полка зрительно продолжает линию «кухонные шкафы-дверь-микроволновая печь».

Поскольку кухня, хоть и развернутая к гостиной под 900, не изолирована от общей зоны, проблема проникновения запахов должна была решаться без компромиссов. Ради этого установили двухмоторную вытяжку BOFFI. Чаще всего вытяжки западных производителей не предназначены для монтажа в каналы. Маленькое сечение и большая высота стандартных воздуховодов создают слишком большое сопротивление, и устройство работает лишь на 65% своей мощности. Поэтому, если есть возможность, лучше делать выход непосредственно на улицу через крышу, если этаж последний, или, как в данном случае, через наружную стену. Запахи готовки не проникают в остальные помещения, а по дизайну вытяжка идеально сочетается с мебелью.

Звукоизоляция квартиры- процесс наукоемкий. Позаботиться о защите от шумов нужно на самом раннем этапе строительства. ВПетербурге акустическими проектами занимается ООО»НАУЧНОЙЗ». Все известные шумы специалисты подразделяют на две группы. Когда над нами топают (или когда топаем мы)- это шумы ударные. Апесни соседей под караоке или лай их любимой овчарки- это шумы пневматические. Тонкие перекрытия, отверстия в стенах и плохо уложенный паркет- основные причины проникновения в жилище посторонних звуков.
От каждого вида шумов существуют свои способы защиты. Можно, конечно, нарастить толщину стен, но это крадет драгоценную жилую площадь. Другой вариант- установить специальные резонаторы, настроенные именно на те частоты, которые не в состоянии поглотить сами стены. Резонаторы рассчитаны на частоты поглощения 35 и 50Гц и различаются шагом перфорации корпуса. Изготавливаются из листов оцинкованного железа толщиной всего 0,55мм, покрыты вибропоглощающей мастикой. Получается что-то вроде добавочной стены (или потолка) из плоских металлических коробок, расположенных в шахматном порядке. Поверх них устанавливаются металлические же стойки, к которым через прокладки из рифленой резины крепится гипсокартон. На толщине стен эти напластования фактически не сказываются. Для потолка и пола используется своеобразный «пирог» из звукопоглощающих материалов, действующих в широком диапазоне частот. Решать проблему шума надо комплексно. Анализ конструкций, который проводится перед созданием акустического проекта, выявляет, какие методы звукоизоляции будут применяться в каждом конкретном помещении. Ведь, скажем, в спальне важнее защита потолка, а в гостиной с домашним кинотеатром нужно, кроме того, «приглушить» стены и пол.

Читайте также  Три идеи — будет дом

Интерьер «на вырост»

Когда ремонт начинался, квартира предназначалась для троих жильцов- папы, мамы и четырехлетней дочки. Архитектор решил предусмотреть возможность прибавления семейства и внес в проект игровую, которая потом могла бы легко преобразоваться во вторую детскую. Иправда, вторая детская вскоре пригодилась новорожденной девочке. Несомненно, в будущем сестренки оценят преимущества расположения своих комнат. Коридор и прихожая отделяют их от гостиной и кухни, поэтому присутствие гостей или телевизор девочкам совершенно не мешают. Авот спальня родителей находится совсем близко- через коридор. Так получилось что-то вроде еще одной, детской квартиры.

Днем дверь между детскими, как правило, открыта, что превращает их в одну большую площадку для игр. Вто же время каждая комната имеет свой отдельный выход. Надо сказать, архитектор позаботился о мире в семье: чтобы впоследствии у девочек не возникали споры, чья комната лучше, детские оборудовали одинаковой мебелью и одинаковыми занавесками, только разных цветов- зеленого и оранжевого. Для самой маленькой обитательницы дома с помощью подшивного потолка и полупрозрачной шторы создали «альковную зону». Благодаря двум полкам и симпатичным вместительным кармашкам над кроватью, это место напоминает купе волшебного поезда.

Присутствие в доме маленьких детей, естественно, наложило отпечаток на весь проект, который можно без преувеличения назвать «экологически чистым». Изначально были продуманы такие факторы здоровья, как чистый воздух, постоянная температура и оптимальный уровень влажности. Для этого по всей квартире смонтировали систему центрального кондиционирования, которая подогревает жилище в межсезонье, когда центральное отопление еще не включили. Система скрыта в подшивных потолках, которые мы встречаем в каждой комнате.

В общем, изюминка получившейся квартиры скорее не в интерьерных решениях и деталях, а в практичной организации пространства. Для жизни вещей здесь сделано столько же, сколько для жизни людей, ведь удобство- главное, чего хотел в данном случае добиться Сергей Ерофеев. Поэтому в квартире целых четыре гардеробные со встроенной системой шкафов: вспальне, вдетских (одна на две комнаты), вкоридоре и в прихожей. Гардеробные фактически представляют собой миниатюрные комнатки, самая большая из которых (вкоридоре) занимает 4м2. Шкаф в прихожей предназначен для уличных вещей и одежды гостей. Гардеробная в коридоре скрывает от глаз коляски, пылесос, зимнюю одежду и разные предметы из разряда «авдруг пригодятся».

Для быстрого наполнения гидромассажной ванны (при спальне родителей) создана отдельная система водоснабжения и водоподготовки. За стенкой, вдоль которой расположены кладовка и часть кухни, находится мини-прачечная. Вней предусмотрено все для комфортного обеспечения чистоты, начиная от специальной глубокой раковины с ребристой передней стенкой и заканчивая машиной для сушки белья. Кроме них, здесь поместились стиральная машина, бойлер, газовая колонка, под которой находятся насос и емкость для хранения 1тонны воды, а также одна из фильтровальных установок. Словом, инженерное оснащение сделано под девизом: «Мы готовы ко всему!»

Присоединение лестничной площадки требует не столько архитектурных, сколько юридических решений. Дом находится в ведомстве одного из городских заводов. Поскольку мастерская Сергея Ерофеева занимается и проектированием, и строительством, и согласованием, ее специалист отправился в долгое путешествие по инстанциям. Вкаждом конкретном случае подобные проблемы решаются по-разному, но есть один момент, общий для всех ситуаций: получение разрешения занимает столько же времени, сколько само строительство. Поэтому, когда проект предусматривает присоединение лестничных метров, согласованием нужно начинать заниматься как можно раньше. Если дом, как в этом случае, находится в ведомстве какого-либо учреждения, лестница юридически принадлежит ему. Сведомственного учреждения
и начинается согласование. Если же дом- достояние не организации, а города, решение вопроса займет больше времени и потребует посещения большего числа инстанций.
Сначала эскизное предложение представляется в МВК (межведомственную комиссию), которая должна дать разрешение на разработку проекта. Дальше проект согласовывается
с санэпидстанцией, управлением пожарного надзора, газовщиками, ЖЭКом и т.д., после чего утверждается в МВК. Это идеальная схема согласования, обычно усложняющаяся разнообразными нюансами, о которых можно выпускать отдельный журнал.

Счастливый финал

Каким бы долгим и трудным ни был ремонт, он рано или поздно заканчивается. Инастает время наполнять дом новыми историями, не связанными со строительством. Без них самому функциональному и красивому пространству чего-то не хватает. Случаи и курьезы полезно записывать в какую-нибудь толстую тетрадь, чтобы с годами они не стерлись из памяти. Икогда детские превратятся в будуары молоденьких барышень, а в домашнем кинотеатре появится совсем другое кино, семейные предания по-прежнему будут радовать и умилять.

Архитектор: Сергей Ерофеев

Текстиль: Алиса Родионова

Мебель: Петр Косинский

Работы по стеклу (витражи и пр. изделия): Светлана Романова

Отделочные работы: Евгений Степанцев

Смотреть перепланировку